~Фиона~
"По Дороге Сна - мимо мира людей. Что нам до Адама и Евы? Что нам до того, как живет земля? (с) Мельница
27.03.2016 в 23:39
Пишет Снежная Ная:

Credendo vides

НАЗВАНИЕ: единорог.
ИНЫЕ НАЗВАНИЯ: моноцерос, уникорн, юникорнис, инрог.
КЛАСС: жить магическая.
МЕСТО ОБИТАНИЯ: леса, заповедные луга.
ВНЕШНОСТЬ: Легендарный единорог на первый взгляд похож на прекрасную лошадь, но более изящного телосложения, с львиным хвостом и оленьими копытами. Посередине лба растет одинокий витой рог, абсолютно прямой и источающий мягкое сияние. Чаще всего единороги имеют чисто-белый окрас, но встречаются и золотые, серебряные, черные или даже радужные. Таково самое типичное описание зверя единорога.


Кто не слышал о единороге? Произнесите это имя - и перед вашим мысленным взором встают живые видения. Мы, люди западной цивилизации, представляем белое, похожее на коня существо с таинственным сиянием спокойной, благородной мудрости, которое исходит от острого, закрученного рога посередине его лба. Однако его внешний вид в различных культурах и эпохах несколько разниться, неизменно лишь наличие одинокого рога.

В Англии есть знаменитый детский стишок о единороге, и на королевском гербе увековечено его геральдическое изображение. Многие смутно помнят единорогов на средневековых гобеленах и, может быть, беглое упоминание о нем в сказке о храбром портняжке братьев Гримм. Что еще? Если покопаться, можно найти единорога на эмблемах самых различных фирм - от издающих книги до производящих спортивный инвентарь. Но это лишь использование давно известного символа. Оно может освежить нашу память о единороге, но мало помогает нам понять его.

На протяжении веков из разных уголков света поступали сведения о самых различных видах единорогов. Самым, может быть, известным является тот тип, что мы наблюдаем на гобеленах европейского средневековья: белоснежная изящная лошадь с львиным хвостом и отчетливо раздвоенными, как у оленя, копытами. У него вьющаяся борода и длинные шелковистые грива и хвост. Рог, длинный и прямой, торчит из середины лба подобно копью.



Говорят, что глаза единорогов - глубокого синего цвета и полны звезд. Считается также, что они способны общаться с людьми, но каким-то телепатическим образом, не требующим слов. Собственный голос подают редко и это обычно гневный рык, издаваемый лишь в состоянии крайнего гнева, - и он настолько страшен, что один способен ввергнуть нападающего в безумие.

Единорогов непросто вывести из равновесия, но свою жизнь и свободу они защищают яростно и предпочтут смерть позору плена. Впрочем, обычно они отличаются спокойным, миролюбивым нравом и являют естественное дружелюбное расположение всем существам - даже льву, если тот не вторгается на его территорию. Касанием своего рога единорог нейтрализует яды, так что другие животные пропускают его к источнику первым. Это одна из причин того, что единороге часто называют повелителем зверей и что все животные не колебаясь бросаются защищать его от врагов.

При всем своем дружелюбии по отношению к другим животным, единорог предпочитает одиночество, держась особняком даже от сородичей, за исключением брачного периода, когда пары живут вместе в обоюдной нежности, выращивая молодняк. Тем не менее время от времени они собираются в гурты и, как утверждали когда-то, раз в год направляются к истокам реки Евфрат, где располагался сад Эдема.



Библия об этих событиях умалчивает, но раннехристианское предание говорит о том, что единорог был первым из существ, которым Адам давал имена после сотворения мира, и его наделил Бог особым умом и благородством. Первый среди четвероногих, единорог столь же отличался от них, как и сами Адам и Ева, поэтому в Эдеме они подружились. Когда людей изгнали из рая, единорогу был предложен выбор, и он, из сострадания к Адаму и Еве, предпочел удалиться в суровый мир. Единороги всегда ощущали естественное родство с человеком, особенно с женщинами, и проявляли любопытство к их делам. Впрочем, удовлетворяли они это любопытство с большой осторожностью, ибо большинство из потомства Адама только и заботились о том, как бы достать рог единорога..

Эта алчность достигла своего апогея в Европе в средние века, когда, по превратности судьбы, единорог был особенно популярен. Его высоко почитали как символ христианской добродетели и рыцарской доблести. Охота ради добычи рогов служит темой множества средневековых сказаний; рассказы о просто встречах с единорогами более редки. Увы, рог ценился выше, чем само вольное животное.

Для охотников, однако, основной проблемой было поймать животное. Оно слишком умно, чтобы попасть в обычный капкан, и слишком свирепо, чтобы его можно было, даже загнав в угол, так просто побороть. К несчастью для единорогов один метод их ловли приобрел всеобщую известность благодаря популярной книге под названием "Physiologus Graecus" - широко распространенному средневековому бестиарию:

Животных сих, молва гласит,
Прекрасных дев пленяет вид.
Вернейший способ есть поймать их:
Охотник юный в женском платье
Туда тихонько проберись,
Где любит этот зверь пастись.
Едва завидев деву, тот
Главу в колени ей кладет.
Обманный сбросив свой покров,
Рог отпили - и будь таков.




Действительно ли единорог так простодушен - это еще вопрос, но ведь и у самых мудрых созданий есть свои слабые места. Существует вариация на ту же тему - рекомендуется уговорить или заставить юную деву послужить приманкой для охотничьей западни.

Описанные уловки, надо сказать были не вполне безопасны для приманки, и некоторые источники утверждают, что, если единорог распознает обман, он должен перед тем, как ускользнуть, отправить обманщика на небеса.

Доверие единорога к юным девам некоторые объясняют тем, что в языческие времена и в языческих землях он был тесно связан с культом Луны и жрицами-девственницами. С появлением христианства эта связь распространяется и на монахинь, которые, за некоторыми достопамятными исключениями, хранили доверие единорогов столь же ревностно, сколь и их предшественницы.

Искусство ловили единорогов с помощью девушек было в одно время всеобщим достоянием в Эфиопии, на Ближнем Востоке и в Индии, откуда оно, вероятно, и распространилось в Европу. В Китае этого метода не знали или, может быть, просто игнорировали - похоже, что идея умышленного убийства единорога не приходила китайцам в голову. Это удивительно, если учесть, что вещества животного происхождения так широко применялись в местной медицине. Ведь еще и по сей день в иных тардиционных китайских аптеках можно купить толченые зубы дракона.

Описания единорогов в каждой их этих стран несколько отличны. Но различия не столь разительны, как сходства, особенно если учесть, что скрытность всегда была одной из главных черт характера единорога.



Чудодейственный аликорн.

Рог единорога, или аликорн, составлял его славу, и он же послужил его падению. С самых древних времен считалось, что этот рог полезен против многих болезней и намного превосходит по своему целебному воздействию любые другие вещества, даже прославленный рог носорога.

Доктор Конрад Геснер из Цюриха (XVIв.), резюмировавший накопленную за века мудрость, писал, что неподдельный аликорн хорош против всех ядов. Всякий отравившийся ядом и даже уже раздувшийся от его действия восстанавливает здоровье немедленно после принятия малой толики единорожьего рога.

Говорили, что в присутствии яда аликорн запотевает и меняет цвет. Если кусочек рога опустить в яд, или яд налить в рог, то аликорн вспенит и нейтрализует отраву или, по крайней мере, снизит ее силу. Наилучший способ уберечься от ядов – пить из аликорнового сосуда, и великолепные их экземпляры сохранились до наших дней. Говорили, что такие сосуды также способствуют счастливой, здоровой и долгой жизни их владельцев.

В основе этого верования лежал древний рассказ о том, что единорог очищал своим рогом источники, чтобы другие животные могли пить. Именно поэтому он так высоко ценился среди владык и ученых прошлого, прочитавших об этом его свойстве в неведомых фолиантах. Для большинства же аликорн был настолько редок, что его могло бы с тем же успехом просто не существовать на свете.



XVI век знаменовал вершину спроса на аликорн в Европе. Даже истолченный рог продавался вдесятеро дороже, чем на вес золота, а за целый, говорят, можно было купить целый город.
Самым известным аликорном в Британии был рог, принадлежавший Елизавете I, в списке сокровищ британской короны он числится как Виндзорский Рог.

Другой аликорн, известный как Башенный Рог, описан Эдвардом Топселлом в его знаменитой "Истории четвероногих": "Никогда не встречал я ни у одного из живых существ чего-либо более достойного восхваления, чем этот рог. Вещество его создано самой природой, а не ремеслом, и все знаки истинного рога налицо. Длина его столь велика, что и самый высокий человек едва дотянется до острия его, ибо он достигает полных семи футов. Он весит тринадцать фунтов и весьма толст с одного конца, делаясь все тоньше по мере приближения к острию. Завитки его спирали глубоки и гладки, напоминают завершение улиточного домика или же вьющиеся вокруг дерева стебли лианы. Они проходят справа налево от начала рога до самого его конца. Цвет не вполне белый - результат длительного воздействия времени".

Простым людям у которых не было ни малейшей возможности владеть аликорном, единственный шанс увидеть рог или воспользоваться его целительной силой предоставлялся тогда, когда им владела и выставляла для всеобщего обзора церковь. Самым известным был рог, принадлежавший церкви Сен-Дени близ Парижаи хранившийся в специальной раке. Один конец его помещалься в купель, воду из которой раздавали больным и немощным. Описание его почти полностью совпадает с описанием Башенного Рога, приведенного Топселлом. К сожалению, он исчез во время Французской революции.

Три знаменитых рога находились во владении собора Сан-Марко в Венеции, равно как и Миланского собора, собора Святого Павла и Вестминстерского аббатсва в Лондоне и многих других. Честерский собор а Англии до сих пор гордиться наличием аликорна среди своих сокровищ; рог, проданный на аукционе "Кристи", вероятно, принадлежал когда-то Херефордскому собору. Он был куплен за гроши в 50-х годах нашего века в связке тростей, когда очищали находившееся на территории собора здание.



Но, как нетрудно догадаться, большинство рогов единорога, имевших хождение в средние века, были фальшивками. Поддельный порошок аликорна изготовлялся из смеси различных жженых рогов и костей с добавкой известняка и глины, зачастую вымоченной в благовониях, чтобы она удовлетворяла тестам на истинность. Часто за рога единорога выдавались сталагмиты и ископаемые останки животных. А вплоть до XIII века за настоящий выдавали рог носорога - благодаря немалой путанице между этими двумя животными, внесенной Плинием и другими древними авторами.

Цельные рога часто изготовляли из слоновой кости; известны случаи, когда для этой цели выпрямляли клыки слонов и моржей. Знаменитый путешественник XVI века Андре Теве наблюдал этот процесс на острове в Красном море, откуда поддельные рога экспортировались во все концы света.



Но самой искусной подделкой был рог нарвала, и раз появившись в XII веке, он скоро вытеснил всех конкурентов. Существует широко распространенное мнение, что рог нарвала послужил источником вдохновения для создания спирального рога, который стал неотрывным атрибутом всех его изображений в искусстве. Однако же имеются рисунки единорогов с прямым спиральным рогом, датируемые задолго до первых известных или даже просто вероятных случаев импорта рога нарвала.



Рог нарвала - на самом деле клык, растущий из передней части его челюсти, а не изо лба. Он представляет собой чрезвычайное удлинение одного из передних зубов самца, достигающее в длину четырех с половиной метров - более половины длины тела арктического кита. Назначение его, насколько можно судить, - взламывать ледяной покров.

Любопытно при этом, что разоблачение аферы с рогом нарвала не привело к немедленному пересмотру веры в единорога. Семя сомнения было, конечно, посеяно, но понадобилось 200 лет, чтобы оно начало прорастать. Непосредственным же результатом было то, что аликорн стали вновь считать дефицитным товаром.



Таинственный рубин.

Еще реже, чем настоящий рог единорога, встречается таинственный рубин, называемый также карбункулом, который, по слухам, находится в основании рога. Некоторые авторы указывают на этот рубин как на источник силы самого рога. Однако же, поскольку этот рубин находили не у всех единорогов, возможно, что это квинтэссенция вещества рога. Может быть, он образуется только у очень старых и мудрых единорогов путем кристаллизации крови. Альберт Мангус, алхимик и один из наиболее влиятельных мыслителей средневековья, считал мужской карбункул царем среди драгоценных камней, способным нейтрализовать яды, предохранять от чумы, разгонять меланхолию, недобрые мысли и ночные кошмары. Его можно использовать как амулет или в истолченном виде; хороший камень светится так, что виден сквозь одежду.



Камень этот упоминается в нескольких песнях об Александре Великом. В "Песне Александра" Пфаффена Лампрехта (XII век) мы читаем о даре, преподнесенном победителю царицей Кандас:

Царицей мне богатой дан
Зверь гордый, благородный в дар.
Рубин во лбу его, и он
Лишь девам юным подчинен.
В тех и всех прочих землях стало
Единорогов очень мало.
Поймать же сможете лишь тех вы,
Кто сам пленится чистой девой.
От ужаса, что рог тот сеет,
Женой рожденный каменеет.


В "Парсифале" Вольфрама фон Эшенбаха говорится об одном из средств, примененных для лечения ран Короля священного Грааля (как выяснилось, тщетно, ибо излечить его не могло ничто, кроме самого Грааля):

Поймали мы единорога -
Сей зверь дев юных обожает
И на груди их засыпает -
И из его достали рога
Мужской карбункл, дивный камень,
Лучивший ярко-белый пламень.




В "Парсифале" упоминается также, что в качестве целебного снадобья применяется сердце единорога. Аббатиса XII века Хильдегарда из Бингена пошла еще дальше. Пользуясь главным образом арабскими источниками, она обнаружила целительные свойства почти во всех частях тела несчастного животного и привела соответствующие рецепты.

Хильдегарда, известная также под именем Сивиллы Рейнской, благодаря своим многочисленным видениям знала и о камне в основании рога единорога, хотя, согласно ее описаниям, этот камень - бесцветный. Она, кажется, не испытывала особой неловкости по части убиения единорога, ограничиваясь лишь предупреждением, что если тот обнаружит в качестве приманки фальшивую девицу, то может забодать ее (или его) насмерть. Необоримую силу единорога она приписывает тому обстоятельству, что он ежегодно посещает сады Эдема, где текут райские воды: "Там он отыскивает наилучшие травы и растения, выкапывает их копытами из земли и поедает". Все это вместил ее объемный труд под названием "Физика".



Единорог Александра Великого.

В третий год правления царя Валтасара пророку Даниилу было видение, в котором он был перенесен во дворец в Сузах. Там, у реки Улая, увидел он овна, и у него два рога, "и он бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался".

Затем увидел он, как с запада пришел, не касаясь земли, козел с одним могучим рогом между глаз "и напал на того овна в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и не достало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его.

Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломался большой рог, и на месте его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. И правление этого зверя распространилось даже до небесных воинств и до звезд, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их".

Вслед за тем явился Даниилу архангел Гавриил и объяснил, что два рога овна означают царей Мидийского и Персидкого, которые совместно правили большею частью известного пророку мира. Единый рог козла - это греческий царь, который опрокинет этих двух, а четыре рога, заменившие собою один, - это четыре царя, которые будут наследовать ему и поделят между собою Персидскую империю.

Козел в видении Даниила - это единственное реальное упоминание единорога в Библии; он, бесспорно, символизирует Александра Великого, чья краткая и потрясающая карьера в точности отвечает этому поэтическому описанию. Выбор символа оказался чрезвычайно удачным, и с тех пор эпос всегда связывал Александра с тем или иным видом единорога.



Согласно одной из легенд знаменитый конь Александра Македонского по имени Буцефал (буквально "Бычьеголовый") был единорогом. Единорога привели к его отцу, царю Македонии Филиппу, для продажи некий фессалиец по имени Филоник, но никто не мог оседлать яростно брыкавшегося Буцефала. И очень скоро все лучшие наездники Филиппа оставили эти попытки; его отставили как совершенно неукротимое и бесполезное животное. Александр заспорил, что за нехваткой мужества или умения обуздать животное они упускают прекрасную возможность. Филипп сначала не обращал на него внимания, но мальчик настаивал, и наконец царь сказал несколько раздраженно:

- Не считаешь ли ты себя искуснее этих взрослых воинов?

- Я смогу управиться с этим существом лучше, чем они, - упрямо сказал Александр.

Надо заметить, что сам Филипп не участвовал в этих попытках из-за поврежденной ноги, но принял вызывающее поведение сына на свой счет и решил преподать ему урок смирения.

- А если у тебя не выйдет, - сказал он, - чем согласен ты заплатить за свою горячность?

- Полной ценой этого зверя, - отвечал Александр.

- А у тебя есть тринадцать талантов? - спросил царь - столько спросил за животное фессалиец.

- Нет, но я достану.

- Ну что ж, хорошо. А если ты сумеешь укротить Буцефала, получишь его в подарок.

Услышав о таком пари, все собравшиеся стали смеяться и спорить между собой: что это, чудесная храбрость или простое безумие?

Буцефала вывели на арену, фанфары призвали к молчанию, и на поле уверенно вышел Александр. Он был мал ростом даже для своего возраста, а рядом с большим единорогом выглядел и вовсе ребенком, но его уверенность в себе не была просто бравадой. Он наблюдал за предыдущими попытками и заметил в них несколько приемов, показавшихся ему неправильными. Наихудшей ошибкой было подходить к Буцефалу как к коню, чью волю необходимо сломить. Александр понимал, что единорог возьмет всадника, только если сам на это согласиться. Также заметил он, что перед тем, как оседлать животное, ему на голову набрасывали плащ. И тогда, чтобы показать, что он не намерен действовать так же, Александр развязал тесемки своего плаща и сбросил его наземь. Кроме того, он ясно дал понять Буцефалу, что при нем нет никакого оружия, плети или веревки. И еще заметил Александр, что Буцефала явно раздражили длинные тени, отбрасываемые стоящими вокруг него. И вот, ухватившись за уздцы, он отпустил державших животное конюхов и повернулся так, что низкое солнце стало бить прямо в глаза Буцефалу. Затем он поклонился ему в пояс и сказал:

- Приветствую тебя, благородное животное. Я пришел с дружбой. Позволь мне ныне только раз прокатиться на твоей спине, и потом ты можешь избрать свободу.



И так он остался стоять в полной незащищенности. Единорог подступил ближе и склонил голову так, что его сияющий рог почти коснулся груди мальчика напротив сердца. По толпе пробежал ропот, и слышно было, как лучники Филиппа, поставленные там для защита его сына, натянули тетиву, но всем было ясно, что если единорог ударит, Александра ничто не спасет.

Прошла, казалось, вечность, и вдруг Буцефал опустил острие своего рога к земле и, весь дрожа, позволил юноше вскочить на него. Александр некоторое время не двигался, давая им обоим возможность привыкнуть друг к другу. И затем Буцефал устремился вперед в галопе; быстрее ветра унесся вдаль. Многие уже не чаяли вновь увидеть своего бесстрашного царевича, но вот наконец он появился вдали и прискакал обратно под радостные приветственные клики толпы. Говорят, что царь плакал от радости и гордости за сына, и когда тот спешился, расцеловал его и воскликнул:

- О сын мой, ищи себе царства, равного тебе и достойного тебя, ибо Македония слишком мала, чтобы вместить тебя.



Буцефал сопровождал Александра почти до конца их дней и носил его во всех главных сражениях при завоевании Египта и Персидской империи. Похоже, что нечто от характера единорога вошло в плоть и кровь Александра. Юный герой стал знаменит своей справедливостью, сдержанностью и милостью к сдавшимся врагам.Собственно говоря, идеальным примером благородного поведения Александра служит происшествие с захватом самого Буцефала в походе к Каспийскому морю.

Легенда и история соглашаются в том, что Буцефал погиб в последнем крупном сражении Александра против индийского царя Пора на берегу Джела, или Гидаспа, одного из пяти могучих рукавов реки Инд. Споры идут только вокруг причины его смерти - были ли это раны, старость или просто истощение. Как бы то ни было, его уход ознаменовал собою перемену в Александровой судьбе. Его легендарная удача, казалось, покинула его, а характер, уже и до того являвший признаки неуравновешенности, стал быстро меняться к худшему.

Александр с большим трудом выиграл сражение против Пора. Это была его последняя большая победа, и после того его войско отказалось идти дальше. Ему пришлось повернуть назад, но его решение по пути исследовать берега привело к гибели тысяч человек при переходе через пустыню Макран, на юге нынешнего Пакистана. Плутарх приводит цифру - 80 000 погибших, и несмотря на то, что сам Александр переносил все тяготы наравне со своими воинами, эта жертва смерти явилась причиной потери его популярности.



То, что удача оставила Александра со смертью его единорога, не должно было казаться современникам простым совпадением. Гибель Буцефала, возможно, рассматривалась даже как причина избавления Индии от завоевания. Спустя полтора тысячелетия она снова была спасена единорогом, когда в начале XIII века на завоевание Индии двинулся со своим несметным войском Чингисхан.

На высокогорном перевале горы Джаданаринга на севере Индии, откуда вся страна открылась перед взором завоевателя, как распахнутый драгоценный ларец, перед ним вдруг возник единорог. Чингисхан остановился, и вслед за ним все его рокучещее войско. Животное приблизилось к полководцу, трижды смиренно преклонило пред ним колени и исчезло в вышине. Чингисхан впал в транс, после чего начал размышлять вслух: «Что значит, что это бессловесное животное кланяется мне, как человек? Не предостережение ли посылает мне с небес дух моего отца?». В результате он решил, что так оно и есть, и повернул свое войско обратно.



Однорогий бык доктора Дава.

На протяжении всего XIX века вера в то, что единорог - реальное существо или был таковым в недавнем прошлом, была довольно широко распространена. Грифоны, гиганты, драконы и василиски все были сосланы в царство мифов и фантазий, но еще на исходе века уважаемые ученые всерьез приводили доводы в пользу существования единорога, даже привлекая на свою сторону теорию Дарвина, без риска подвергнуться всеобщему осмеянию.

И все же те, что верили, плыли против течения, против растущего прилива скептицизма, распространявшегося от научного сообщества. И когда в "Алисе в Зазеркалье" Алиса встречает единорога, во время его великой битвы со львом, результатом этой встречи является взаимное изумление. Первым приходит в себя единорог.

- Что… это… такое? - спросил он наконец.

- Это дитя, - сказали ему. - Мы только сегодня нашли его. Вот оно, собственной персоной, и вдвое более того, собственной природой.

- Я всегда думал, что они - сказочные чудовища, - сказал единорог. - Оно живое?

- Оно может говорить, - сказал ему торжественно.

Единорог задумчиво посмотрел на Алису и сказал:

- Говори, дитя.

Алиса ничего не могла поделать со своими губами, расплывшимися в улыбке, и она начала так:

- Видите ли, я тоже всегда считала, что единороги - это сказочные чудовища. Никогда не видела живого единорога!

- Ну что ж, теперь мы увидели друг друга, - сказал единорог, - и если ты поверишь в меня, я поверю в тебя. Идет?"



Слава подрыва этой веры принадлежит французскому естествоиспытателю барону Жоржу-Леопольду Кувье, который стал известен своими работами по изучению ископаемых останков мамонтов. В комментариях к "Естествознанию" Плиния он разъяснил, что, по его мнению, парнокопытное жвачное, каковым должен быть единорог, никак не может иметь один рог, ибо он тогда должен был бы расти над разделением в его лобной кости.

Эту теорию уже выдвигали без большого успеха некоторые немецкие ученые, но такова уж была сила репутации Кувье, что для многих ученых это прозвучало как последнее слово в споре. С дебатами о существовании единорога для многих людей было покончено навсегда, но ведь сведения о нем продолжали поступать с Дальнего Востока и из Африки. Это заставляло предполагать возможность существования других разновидностей, даже если Кувье говорит чистую правду. В самой Европе сообщения об однорогом баране появляются с V века до н.э., когда Периклу, властителю Афин, впервые доставили голову диковинного животного. Это было воспринято как знак его грядущей победы над злобным врагом, что и произошло впоследствии.

Сведения о подобных загадках природы появляются и в современной прессе. Их можно было бы отбросить как недостоверные, не будь задокументированного по всем правилам дара принцу Уэльскому в виде нескольких однорогих овец из Непала, выставлявшихся в Лондонском зоосаде в 1906 году. Эти животные ни в коем случае не были просто жертвами игры природы. Согласно тогдашнему британскому послу при Непальском дворе, "в Непале не существует особой породу однорогих овец, но эти привезенные сюда экземпляры не являются также и уродцами. С помощью особого ухода их получают из обычных двурогих овец… Я слышал, чт о целью выведения таких невиданных тварей служит получение особых прибылей при продаже их богатым клиентам в Непале".

Слухи о подобных махинациях приходили также и из Африки, и хотя они не объясняют загадки дикого эфиопского единорога, способны разъяснить, как мог правитель этой страны дарить так много домашних единорогов своим друзьям-владыкам.

Эти слухи были известны доктору Франклину Даву из университета штата Мэн; он знал о такого рода возможностях и усмотрел порок в рассуждениях Кувье. Похоже, что Кувье исходил из того, что рога растут из черепа, на самом же деле они зарождаются как свободные частицы ткани и только потом укореняются в нем. Расположение рогов вполне подвержено как природным, так и искусственным вариациям, так что единорог, по рассуждениям Дава, не состоит в полном противоречии с законами природы.

Чтобы это подтвердить, в 1933 году он взял однодневного эйширского теленка, хирургическим путем удали зародыши рогов, разрезал вдоль, чтобы их можно было сложить вместе, и пересадил в центр лба. По мере развития молодого теленка зародыши пошли в рост, и из них получился один плотный, прямой, остроконечный рог длиной около 30 сантиметров, который оказался в равной степени полезным как в драке, так и для выкорчевывания столбов ограды, что, по сути дела, много превосходило обычную пару изогнутых рогов.

Однорогий бык доктора Дава стал вожаком стада и очень редко подвергался нападениям со стороны других самцов. Когда быки налетают друг на друга, главная цель состоит в том, чтобы долбить череп друг другу, пока один из них не выдержит. Совсем другое дело мчаться навстречу противнику, у которого торчит пика, направленная тебе прямо меж глаз. Один рог оказался настолько эффективен, что приходится удивляться, отчего эволюция не сделала за доктора Дава его работу. Интересным побочным эффектом этого эксперимента было изменение темперамента животного. Будучи уверенным в своей силе, он стал необычно ласков и приобрел мягкие повадки, как бы подтверждая то, что так часто говорилось о поведении настоящего единорога.

Кроме того известно, что в 2008 году в Италии был обнаружен 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент он живет в природоохранном центре Прато (Италия).



Лев и единорог.

Вел за корону смертный бой со львом единорог,
Гонял единорога лев вдаль городских дорог.
Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.

Перевод Д.Г.Орловской


Единорог из этой детской песенки, пожалуй, самый известный в Англии. Кроме того, нам знаком единорог в королевском гербе Британии. Происходит он из XVII столетия, когда Яков VI, король Шотландии, стал Яковом I, королем Англии, объединив шотландскую и английскую короны. Союзу понадобился новый герб, в котором бы объединялась бы английская геральдика - щит, поддерживаемый двумя львами, - с шотландской, где щит поддерживали два единорога. Естественным компромиссом стало - один лев и один единорог.

Детская песенка, скорее всего, явилась ответом на брак Англии и Шотландии, но сами животные воевали друг с другом задолго до этого. До нас дошло много древних каменных барельефов из Ассирии, изображающих дерево Мира с корнями, уходящими в подземное царство, и ветвями, достигающими неба. На заднем плане в ветви часто вплетают полумесяц и звезды. По одну сторону дерева стоит на задних лапах лев, по другую - единорог, и они выглядят так, будто готовы вступить в борьбу.



Во всех странах Ближнего Востока рассказывают сказку, которая сводит вместе льва, единорога и древо, заставляя подозревать, что это и есть миф, лежащий в основе подобных резных изображений. Она рассказывает, как на заре времен лев и единорог гонялись друг за другом через небо. Четырнадцать лет лев гнался за единорогом среди звезд, но потом отстал, повернул назад, и следующие четырнадцать лет единорог преследовал его, медленно, но непреклонно приближаясь все сокращая расстояние между ними, и рог его становился все острее и смертоноснее. В отчаянии лев спустился на землю и нырнул в чащу; единорог - за ним, с рогом, нацеленным на будущую жертву. Вдруг на их пути выросло огромное дерево. Единорог слишком поздно осознал опасность и врезался в дерево, вонзая в него свой рог до самого основания. Воспользовавшись беспомощным состоянием единорога, лев подкрался сзади и сожрал его.

Вариации на эту тему появляются во многих уголках света на разных языках. Мимоходом упоминает об этом Шекспир, а Эдмунд Спенсер пишет в "Королеве фей":

Как грозный лев, чей против царской власти
Свой гордый поднял бунт единорог,
Чтоб дикого врага избегнуть страсти,
Его на дерево направить смог.
Увидев зверя яростный наскок,
Он уклонился, чтоб вонзился в древо
Столь для его врагов бесценный рог,
И вот, того беспомощным узрев, он
Победный пир творит, им наполняя чрево.




В некоторых вариантах дело обстоит иначе: единорог пронзает льва прежде, чем тот успевает достичь дерева. Почти очевидно, что эта сказка поэтически отображает небесную драму: новая луна преследует солнце через весь небосвод, отставая все дальше и полнея, пока наконец не начинает наступать на солнце с противоположной стороны, причем ее серпообразный рог все утончается и заостряется. И тогда солнце поглощает ее, и насколько дней и ночей луна исчезает с небес, ожидая нового рождения. А во время редких солнечных затмений она берет свое, и солнце ненадолго умирает в небе.

Лев как символ солнца - в астрологии общепринятый факт. Единорог как существо лунное признан не столь широко, однако подобная ассоциация все же имеет место быть. В геральдических терминах единение льва с единорогом не только представляет собой союз двух враждовавших прежде наций, но и показывает, что новый порядок вещей поддерживается сбалансированными силами природы - гармонией солнца и луны.



Политика и геральдика снова соединились в XVII веке в возрождении древнего символа, и в это время единорог приобрел новую значимость. Во многом он обязан этим христианству, которое со времен Отцов Церкви видело близкую параллель между Христом и этим мистическим животным.

Средневековый латинский гимн называет Христа "диким единорогом укрощенным Девой", проводя параллель с грозным Богом Ветхого Завета, который оказался укрощенным на коленях Марии.

Мысль эта отзывается в немецкой народной песенке, записанной в начале XIX века Люовигом Уландом:

Единорог прекрасен,
Он родом всех древней.
Он знает – Бог избрал его
Превыше всех зверей.

Единорог прекрасен,
Живет, себя блюдя,
Крутой и узкою тропой
На небо восходя.

Его там не поймают,
Он все силки презрит.
И только Девы чудной власть
То сердце укротит.

О, чем бы были мы сейчас,
Когда б Единорог
Нас, грешных, павших, на стезю
Спасенья не увлек!

Веди ж, веди все вдаль и ввысь
Ты недостойных нас
Во царство Твоего Отца,
Навек, а не на час.




Благодаря этой религиозной параллели единорог сделался популярным знаком в орнаментации митр кардиналов и епископов и вошел в иконописное убранство церквей. Природная склонность к уединению, что приписывали единорогу, привела к тому, что он еще и стал излюбленной эмблемой отшельников и монастырей. В то же время он с большим энтузиазмом был принят в геральдику рыцарей и знати.

Большинство рыцарей придерживались кодекса рыцарской чести, который помогал смягчать присущий толпе грубый характер. Как символ этого идеала единорог являлся едва ли не совершенством, гораздо выше, чем лев, тоже весьма распространенный символ. Благородный, мудрый, сдержанный в порывах, но в гневе необоримый, с особо почтительным отношением к женщине, единорог символизирует цивилизирующее, усмиряющее влияние рыцарства на массы. Лев, с другой стороны, представляет собой грубую реальность, реальность убийства, а средневековый рыцарь, какими бы ни были его идеалы, должен был владеть мечом. В конце концов, ведь выживает сильнейший, и свергнуть тирана может лишь тот, кто сильнее его.

В средние века единорог также стал символом целомудрия, несмотря на сплетни о том, что его интерес к девушкам - не вполне платонического свойства. Милий представляет семь ступеней работы алхимика серией символов; на шестом из них - сидящий под деревом единорог, представляющий дух жизни, направляющий на путь воскресения.



Лев и единорог - природные враги, обреченные на борьбу друг с другом, однако нигде не сказано, что они представляют добро и зло. В разные времена то одного, то другого называли царем зверей, но стили их властвования различны. Один обращен внутрь себя, другой - на окружающий мир, один холоден, другой горяч - противоположные принципы, каждый из которых, пока они не вступают в соревнование друг с другом, хорош сам по себе.

Христианство всегда видело в единороге символ Христа, но это не привело к тому, что в его противнике, льве, стали видеть символ Сатаны. Как это не парадоксально, но и единорогу случалось символизировать смерть и дьявола. Такой взгляд поначалу кажется несовместимым со всем тем, что уже говорилось о единороге, но в известном смысле он даже как довершает картину. Было бы странно, если бы единорог, будучи представителем луны, не обладал теневой стороной. Луна с пользой для человека управляет приливами и дарит плодородие; когда-то верили, что она оттягивает от земли яды, пока та спит. В астрологии луна означает холодное, спокойное размышление и рассматривается как посредник между прошлым и настоящим, вплетающий новые явления и ощущения в канву жизни.
Но и у луны есть также и темная сторона, источник ночных кошмаров, лунатизма и безумия, что отражено в природе единорога.



Источники информации: Найджел Саклинг "Книга о единороге", огромная благодарность создателям этого сайта еще до меня перепечатавшими многие из глав книги Н.Саклинга, значительно упростив мне задачу с созданием статьи, инфа об однорогом самце косули мне не раз попалась в интернете.







Единорог - частый персонаж в книгах, фильмах и мультфильмах, иногда эти существа играют в них важную роль, иногда мелькают лишь на заднем плане. Вот те единороги, что встречались мне лично.

1. Мультфильм "Последний единорог", снятый по одноименной книге Питера Бигла - целиком и полностью история о единороге. От болтливого мотылька она узнала, что последняя, что ее сородичи когда-то давно промчались по всем дорогам и Красный Бык мчался следом, затаптывая их следы. Желая отыскать своих, единорог отправилась в путь, впервые покинув свою безопасную волшебную рощу. И хоть простые люди и неспособны отличить единорога от обычной белой лошади, всегда найдется тот, кто сможет: волшебники, колдуньи и те, кто всю свою жизнь ждал и верил. Ей предстоит повстречать всех, сразиться с опасным врагом, а также научиться понимать чуждые для единорогов чувства людей, такие как сострадание, сожаление или любовь.



2. В серии книг Надежды Кузьминой "Наследница Драконов" умение превращаться в единорога - это уникальная способность эльфийской правящей семьи. Приняв кого-то в семью, эльфы могут при помощи особого ритуала передать эту способность. Интересно, что единорог - это самостоятельная личность, которую следует держать в узде, или наворотит она дел. Даже собственное имя у этого второго "я" имеется, например, единорога Повелителя эльфов Ардена зовут Снег, зверь принца Тиану откликается на имя Ветер, ну, а вредина принцессы Астер Кибелы именует себя Элги.



3. Чудесно единороги описаны в дилогии Светланы Ждановой "Невеста демонов". Прекрасные и мудрые существа, обитающие на Заповедных лугах, куда посторонним путь заказан. Они владеют речью, неистовы в бою, к тому же они могут подарить свой рог понравившемуся человеку, позже утраченный рог отрастет снова. Любопытно, что помимо рога и разумных глаз от обычных лошадей единорогов этого мира отличает еще и наличие бородки. И окраса они могут быть всевозможного: шоколадно-золотистый Эддр, золотисто-песочный Калгн, вороной Смол, палевая Грии, шоколадная с бордовой гривой Иан и многие другие.



4. В книге Карины Пьянковой "Права и обязанности" Белый Единорог представлен как божество, символ добра и света, вечный противник кровожадного Черного Дракона. А вот насколько этот самый Единорог, отзывающийся на имя Ариэн ("Сияющий"), соответствует общепризнанным в том мире канонам героям книги в финале предстоит познать на собственной шкуре.



5. В книге Ольги Громыко "Профессия: ведьма" единороги - животные, обитающие на территории вампирских долин. Белоснежные красавцы держащиеся табунками - кобылки и жеребята под защитой жеребца, который при малейшей опасности может закидать противника магическими шарами, создаваемыми при помощи рога. Вампиров единороги врагами не считают, способны с ними общаться телепатическим образом и даже могут пожертвовать для них свой рог, все равно заново отрастет.



6. Корабль, на котором герои фильма "Приключения "Единорога" отправились в путешествие, носит имя "Единорог" и украшен на носу мордой этого животного, на парусе же красуется надпись на латинском Credendo vides - "Уверовав, увидишь." Более того в одном из своих приключений людям удается отловить самого настоящего единорога при помощи парочки невинных дев и серебряных яблок. Единорог оказался прелестным бурым конем с золотистыми гривой, хвостом и рогом. Данный рог - есть волшебство в чистом виде, однажды он даже спас всем обитателям корабля жизнь; пыль, спиленная с рога, заменила заблокированную магию и выручила из беды.



7. В книге Оксаны Демченко "Королевский маскарад" (вторая книга в серии) в ледяных единорогов был превращен отряд эльфов. Чтобы дать своей королеве спастись и задержать врага, они отдали свои жизни и души, чтобы принять облик ледяного зверя, рослого, быстрого, вооруженного. Таковым оказался единорог. Целый табун прекрасных полупрозрачных единорогов с тоскливыми глазами, но все же врагов было больше, и после первого дня боев от табуна остались лишь горы обломков, но воды и мороза хватало, и уже на рассвете единороги стояли прежним числом. Уже обреченные, но не сдающиеся.



8. Главных героев мультсериала "Подземелье драконов" всегда сопровождает белая малышка-единорог Юни. Четвертая серия мультфильма "Долина единорогов" полностью посвящена единорогам, в ней герои помогли вожаку табуна Сребророгу (отличительные черты - вороная масть с белыми гривой и хвостом) спасти своих сородичей из лап злого колдуна Келека. Интересно, что при помощи магии своего рога единороги способны телепортироваться на небольшие расстояния.



9. В книге Светланы Зиминой "Жрец Лейлы" упоминается редчайший темный единорог. Подобные существа считались давно вымершими, но богиня ночи и охоты Лейла, найдя подходящую для этого душу (душу темного мага Таиса), смогла возродить диковинку. Вороной белогривый единорог поселился на территории Темной Ложи, он любит предрекать людям беды и несчастья, но при этом никогда не лжет.



10. В книге Светланы Ждановой "Лисий хвост, или По наглой рыжей моське" также упоминается Черный Единорог Ятек, весьма недружелюбное божество, доставившее главной героине Лиске и ее покровителю Белому Дракону немало проблем.



11. Единороги в книгах о Гарри Поттере - это отдельная история. Согласно Дж. К. Роулинг взрослые единороги белого цвета с жемчужной гривой и стройными ногами, жеребята - золотые. Года в два они становятся серебряными, рог вырастает годам к четырем. Взрослеют к семи годам и тогда же белеют. Шерсть этих животных часто используется как магическая сердцевина для волшебных палочек. Также известно, что если выпить кровь единорога, можно выжить, даже находясь на волосок от смерти, но плата слишком дорога. Если человек совершит подобное злодеяние, то с тех пор, как кровь единорога коснется его губ, его ждет ужасная жизнь - он будет проклят.



11. В фильме "Легенда" единороги играют очень важную роль. Это волшебные белоснежные создания, осторожные и пугливые, живущие в самой чаще леса. Их всего двое, но гибель даже одного из пары несет миру бедствия. Главным героям предстоит спасти погибшую кобылицу, исправив тем самым собственную ошибку, что привела врага к заповедному озеру.



12. В фильме "Чернильное сердце" единорог стал одним из существ, призванных в наш мир из книги.



13. В фильме "Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф" верхом на белом единороге отправился в бой во главе нарнийского войска Питер, будущий верховный король Нарнии.



15. Если присмотреться, то и в мультике "Шрек" в начале фильма можно увидеть пару раз на заднем плане единорога. Лично я ему очень обрадовалась.



14. В фильме "Звездная пыль" белый единорог пришел на помощь к девушке-звезде Ивонн, для начала освободив ее от оков, а после даже напав на ведьму.



15. В фильме "Тайна Мунакра" единорог являлся порождением водной стихии, одним из табуна белых морских лошадей. Столь светлый и непорочный зверь был преподнесен сэром Рольфом в дар своей невесте Лунной Принцессе на свадьбе, отец невесты Уильям Денуар в свою очередь подарил жениху редкого черного льва.




16. Единорога можно повстречать и в книге Инны Георгиевой "Ева. Минус на минус." Белоснежный могучий красавец-жеребец с нетривиальным именем Васька, длиннющими щетками на ногах, покрывающими пудовые копыта, витым рогом и шелковистой гривой до земли, регулярно приводит свой табун к ведьме Еве за медицинской помощью. В благодарность за лечение Васька дарит девушке молочные рожки своих жеребят и линялый пух - очень ценные магические ингридиенты для зелий.
Ни один смертный не может увидеть единорогов, они создания чистого света и неуязвимы для обычного оружия. Они приносять удачу и радость дому, в который постучат, их рог несет силу, способную осветить самый темный уголок земли, изгнать любую нечисть, пробудить доброту в самой злобной душе. Они летают быстрее ветра, сияют ярче солнца. Таковы стандартные характеристики единорогов. Вот только это совсем не мешает конкретно Ваське иметь на диво вредный характер, который он, обладая даром человеческой речи, не стесняется демонстрировать всем желающим.



17. В мультике "Барби и колдун" юная Одетта пришла в Заколдованный лес, последовав за единорогом.



18. Роджер Желязны "Девять принцев Амбера" (или "Хроники Амбера"). Белый Единорог считается символом вечного города. Главные герои в разных частях книги встречают его в окрестностях Амбера или Арденском лесу. Так же в одной из частей книги Единорог передаёт Корвину камень правосудия. Как позже выясняется, этот единорог является одним из предков королевской семьи.



19. В мультфильме "Храбрый портняжка" (1964), экранизации одноимённой сказки братьев Гримм, главный герой пленил единорога и использовал его в качестве ездового животного.



20. В телесериале "Мерлин" в 11 серии 1 сезона на охоте трофеем принца Артура становится единорог. Мерлин пытается спасти животное, но поздно. Через некоторое время гибнет весь урожай, а вода в королевстве превращается в песок. Становится понятно, что за совершенное принцем злодеяние некто наложил проклятие на город, Артуру предстоит искупить свою вину.



21. В социальных сетях (в частности в контакте) есть милая игра "Волшебный робот-единорог" (оригинальное название Robot Unicorn Attack), главный персонаж которой механический единорог с радужной гривой.




:ps: Очень прошу, копируя эту статью, указывать источник информации - мне она стоила немалых трудов и времени.

URL записи